?

Log in

No account? Create an account
Единоверческое - "Тюренковщина"© [entries|archive|friends|userinfo]
АнатоличЪ

[ website | Газета "Культура" ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Единоверческое [Jun. 19th, 2009|11:55 am]
АнатоличЪ
Еще в феврале 2009 уважаемый rostovetz в своем ЖЖ опубликовал уникальные снимки со Съезда единоверцев в Нижнем Новгороде (1927 г.) из альбома "Святители земли Нижегородской" (авт. Тихон Затёкин). Увы, тогда я пропустил сию его запись, но сейчас, увидев, не могу не републиковать себе на память. Что любопытно, Съезд был весьма "антисергианским", однако же, насколько мне известно, значительная часть единоверцев все же не разрывала общения с митрополитом Сергием.



Во втором ряду в центре слева направо: епископ Мстерский Амвросий (Сосновцев), епископ Керженский Павел (Волков) и епископ Саткинский Вассиян (Веретенников)
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: 3_rome
2009-06-19 01:20 pm (UTC)
Увы, я сим вопросом специяльно не занимался, лучше спроси Ростовца! Но ни Михайловская слобода, ни Никольский храм на Рогожке (ни многие другие) непоминающими не были. К слову, я где-то встречал, что владыка Павел (Волков) зело порицал непоминающих (жаль только, что, по всей видимости, кончил плохо, сняв с себя сан)...
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: 3_rome
2009-06-19 02:25 pm (UTC)
С начала 60-х до 1989 года храм был закрыт, но единоверческим он был всегда...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: staroobrad
2009-06-19 04:41 pm (UTC)
В 40-х годах в Михайловском служили два бывших попа РДЦ, перешедших в единоверие. Один из них был печально-известный о. И. Судаков. Второй - прот. Ф. Архангельский. Подробнее спросите у о. Андрея.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: staroobrad
2009-06-19 01:25 pm (UTC)
про еп. Амвросия была публикация в одном из ранних Сборников по истории Старообрядчества В.И. Осипова. Там есть и фотографии, и фото в Церкви и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rostovetz
2009-06-19 09:13 pm (UTC)
Амвросий. Епископ Мстёрский единоверческий, викарий Владимирской епархии. Мирское имя: Андрей Иванович Сосновцев. Родился в 1868 г. Родителей своих не помнил, воспитывался родственником. Окончил приходское училище (Общий список членов Собора 1917-1918 гг. С.89). Был женат, имел троих детей. Его сын: Сосновцев Александр Андреевич.
?-16 июня 1896 г. – диакон Бугурусланской ед. ц. (Сам.ЕВ 1896 №14 оф. С.301). 16 июня 1896-1900 г. – диакон ед. ц. с. Балакова (Самар. ЕВ 1900 №13 С. 154, №15 С.189). В 1900 г. определен к ед. ц. с. Озерки Николаевского уезда (Самар. ЕВ 1900 №15 С.189). Овдовел. ?-1912-? – священник ед. ц. г. Бугуруслана. Благочинный. Участник 1-го Всероссийского единоверцев 1912 г. ?-1917-? – священник ед. ц. г. Самары, благочинный.
Член Собора 1917-1918 гг. по избранию от единоверцев. В первой половине 1918 г. единоверцы слободы Мстёры Вязниковского уезда Владимирской губернии обратились к митрополиту Владимирскому и Шуйскому Сергию (Страгородскому) с просьбой об учреждении в сей епархии особой Мстёрской единоверческой кафедры. Кандидатом во епископа на эту кафедру был намечен протоиерей Никольской единоверческой церкви г. Петрограда о. Симеон Шлеев, а местом пребывания для будущего епископа предлагался Никольский монастырь в г. Гороховце. Митрополит благословил единоверцам созвать местный епархиальный съезд для обсуждения, среди прочего, и этого вопроса. Выбран по-видимому был в конечном итоге о. Андрей Сосновцев. Пострижен в иночество с именем Амвросий. Хиротонисан во епископа Мстерского, единоверческого викария Владимирской епархии между 1918 и 1923 гг.. Сохранилась фотография епископа Амвросия, датированная 20 марта 1923 г.
В 1926 г. арестован во Мстере, откуда переведен во Владимирскую, а затем в Бутырскую тюрьму. Приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. 1926-1929 в ссылке в Туркестане. Скончался во Мстере в январе 1928 г. по возвращении из ссылки. Место захоронения - Владимирская о., пос. Мстера, рядом с церковью у правого бокового крыльца.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rostovetz
2009-06-19 09:22 pm (UTC)

ПРО ЕПИСКОПА ПАВЛА

«Из биографии Преосвященного Павла известно, что родился он в 1888 году, в крестьянской семье. Первоначальное духовное образование получил в Нижегородском духовном училище, а затем в семинарии. Кроме того, ему одновременно удалось сдать дополнительные экзамены на аттестат зрелости в светской гимназии.
В дальнейшем он продолжил свое образование на философском факультете Московского университета. Не окончив его, в 1912 году перешел в Московскую духовную академию. 28 июня 1914 года, на третьем курсе академии, принял монашеский постриг, 5 июля того же года состоялось его рукоположение в иеродиакона, а через год, 31 мая – в иеромонаха. В 1916 году иеромонах Павел окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен в академии в качестве профессорского стипендиата. В том же году он удостоился своей первой награды – набедренника.
После начавшихся революционных событий 1917 года Павел (Волков), бывший преподаватель академии, вернулся к себе на родину, в Нижегородскую епархию. Первоначально его служение проходило на приходе отца, которому о. Павел помогал осуществлять различные требы. Но в 1918 году его, вместе с другими молодыми пастырями, большевики призвали служить в рабочий дисциплинарный батальон, сформированный в Нижнем Новгороде, где он провел два месяца.
8 января 1919 года, по указу Нижегородского епархиального совета, согласно резолюции архиепископа Евдокима (Мещерского), священноинок Павел (Волков) был назначен единоверческим священником к Ильинской церкви в селе Мухино Семеновского уезда. К этому времени в Нижегородской епархии насчитывалось уже 20 единоверческих приходов.
Через три с половиной года, 17 июля 1922 года, в Ильинском храме села Бор состоялась его хиротония во епископа Керженского, викария Нижегородского. Обряд посвящения по древнему единоверческому чину совершали викарии Нижегородские – Преосвященный Варнава (Беляев), епископ Печерский, и Александр (Похвалинский), епископ Павловский. Епископ Павел (Волков) по возрасту был одним из самых молодых викариев Нижегородской кафедры советского периода (на момент рукоположения ему – всего лишь 34 года).
Во время начавшейся обновленческой смуты епископ Павел, как это ни парадоксально, примкнул к обновленцам и был одним из первых, кто поддержал назначенного Высшим Церковным Управлением (ВЦУ) на Нижегородскую кафедру архиепископа Иоанна (Альбиницкого). А потому вполне естественно, что ранее подчинявшиеся ему единоверческие приходы стали отказываться от его пастырского руководства. Так, например, 23 февраля 1923 года прихожане единоверческой церкви села Малое Мурашкино обратились к Святейшему Патриарху с прошением, где писали: «…мы не желаем быть раскольниками-живяками с православной церковью, епископ Павел не считает православную церковь за едину с единоверческой, а еретической… Епископ Павел, который по словам Нижегородского Епархиального Управления внес не мир и согласие в Христову Церковь, а ссоры и вражду и нестроение, с определенным желанием вести Единоверческие Церкви не по пути вселенского православия, а по пути раскола с одной стороны, а с другой стороны говорит что Тихона всякая церковь на краю обрыва…»(Орфография документа сохранена. – Прим. Ред.).

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rostovetz
2009-06-19 09:23 pm (UTC)

ДАЛЕЕ ПРО ЕПИСКОПА ПАВЛА

Но пребывание епископа Павла в обновленчестве, вероятно, было недолгим (хотя официальных документов и каких-либо сведений о его воссоединением с Патриархом пока не обнаружено). Известно лишь, что 10 августа 1924 года принято Определение Святейшего Патриарха Тихона о пределах канонической юрисдикции единоверческого епископа Керженского. Одновременно был издан соответствующий указ на имя епископа Павла о том, чтобы ему иметь духовное попечение и «управление единоверческими приходами, которые к нему обратятся, то есть не только приходы Нижегородской епархии могли входить в Керженскую епископию, но и любые другие единоверческие. Важно также отметить, что Владыка Павел был одним из первых, кто признал и поддержал Митрополита Сергия (Страгородского) после кончины Патриарха Тихона: епископом Павлом было написано послание на имя настоятеля Волковско-Кладбищенской единоверческой церкви в Ленинграде с увещеванием отделившихся от Митрополита Сергия возвратиться в молитвенно-каноническое общение с ним.
Служение Преосвященного Павла на единоверческой кафедре продолжалось до 1929 года. В опубликованных трудах, посвященных иерархам Русской Православной Церкви, есть упоминание о том, что в дальнейшем епископ Павел (Волков) сам, добровольно снял с себя сан. Но когда и при каких обстоятельствах это могло произойти, неизвестно, как и дата его кончины».

Святители земли Нижегородской. Авт. сост.: Тихон (Затёкин), игумен, Дёгтева О.В. Н.-Новг., 2003 С.445-446.

«В.П.И. ЕПИСКОП Нижегородский и Арзамасский.
Ил. 13/26 дня 1922 г. №1678. НИЖНИЙ-НОВГОРОД.
15/28 Июля 1922 г.
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко Митрополит.
Сим честь имею почтительнейше просить Вас 17,30 июля тек. года в селе БОР, Сем. У., совмест[н]о с Преосвященными Варнавой, Епископом Печерским, Александром, Епископом Павловским Совершить хиротонию иеромонаха Павла во Епископа Керженского (Единоверческого) по древнему единоверческому чину.
Вашего Высокопреосвященства, покорнейший слуга и богомолец Архиепископ Евдоким».

Святители земли Нижегородской. Авт. сост.: Тихон (Затёкин), игумен, Дёгтева О.В. Н.-Новг., 2003 С. 446.

«2. РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 164, 165-165-об.
3. РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 273, л. 27-29-об.
4. ГАНО, ф. 1016, оп. 2, д. 26, л. 4-об; д. 71, л. 7-8.
5. ГАНО, ф. 1016, оп. 2, д. 181.
6. Акты […]
7. Мануил (Лемешевский), митрополит. Указ. соч. Т.5. С.290».

Святители земли Нижегородской. Авт. сост.: Тихон (Затёкин), игумен, Дёгтева О.В. Н.-Новг., 2003 С.533.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rostovetz
2009-06-19 09:24 pm (UTC)

Re: ДАЛЕЕ ПРО ЕПИСКОПА ПАВЛА

«ПАВЕЛ (Волков), еп. Керженецкий. В 1916 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. 17.07.1922 г. – еп. Керженецкий. 1924 г. – арест. В 1928 г. проявил колебание и признал Сергия, за что Собором Единоверческих Архиереев низвергнут и отослан на покаяние. Умер в 1951 г. – Мануил (Лемишевский). Цит. соч. Т. 5, с. 290; 3 Н. А., п. 3, лл. 306-309».

Амвросий (Сиверс), архиеп. Истоки и связи Катакомбной Церкви в Ленинграде и области (1922-92 гг.). // Интернет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rostovetz
2009-06-19 09:29 pm (UTC)

Re: ДАЛЕЕ ПРО ЕПИСКОПА ПАВЛА

Еще цитатки:
Ноябрь 1923 г. «Единоверческую общину [г. Тюмени] возглавляет священник-иеромонах Силезий [sic] – реакционер, бывший учитель вошедший в общину в 18 году. Силезий к обновленческому движению относится непримиримо, имеет связь с некоторыми из старообрядческих общин других уездов, а также с главой старообрядческих общин Епископом Павлом Креженецевым [sic], находящимся в с. Бор Нижегородской губернии».

Около 1927 г. старообрядцы Белокриницкого согласия вели переговоры с единоверцами, с целью присоединения последних к своей иерархии. По этому вопросу представитель от Белокриницких А.А.Селезнев беседовал с епископом Павлом Керженским. (Постановления собора святой Древлеправославной церкви Христовой в Москве (старообрядцев приемлющих Белокриницкую иерархию). С 5 по 14 сентября н/с. 1927 г. (23 августа 7435 лета по 1 сентября 7436 лета). Созыв состоялся на основании разрешения Наркомвнудела от 9 апреля 1927 г. №22, 4503-55». Издание автора Мальцева, М. 1928 С.17).

На 1928 г. в Златоустовском округе «в церковно-религиозном отношении русское население […] представляет собой смесь всевозможных группировок и ориентировок. Здесь есть сектанты, есть раскольники-старообрядцы разн. толков, единоверцы, ориентирующиеся на еп. Павла Керженского, староцерковники, автокефалисты, сергиевцы, григорьевцы, андреевцы и пр.».
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rostovetz
2009-06-19 09:30 pm (UTC)

Re: ДАЛЕЕ ПРО ЕПИСКОПА ПАВЛА

Единоверческая Николаевская церковь, что на улице Марата (Николаевской), как несогласная с посланием митр. Сергия, объявила своему единоверческому еп. Павлу (Волкову), что она отходит от первоиерарха и от него и присоединяется к еп. Димитрию.
Еп. Павел в начале 1929 года прислал на имя настоятеля Волковско-Кладбищенской единоверческой церкви о. Иоанна Крючкова послание, которое было препровождено в Николаевскую церковь. Послание было прочитано в церкви в присутствии членов двадцатки».

Митр. Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия – Григорианский, Ярославский, Иосифлянский, Викторианский и другие, их особенности и история. Самара, 1997, с. 300.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rostovetz
2009-06-19 09:34 pm (UTC)

КОЕ-ЧТО ПРО ЕПИСКОПА ВАССИЯНА

Вассиан (Василий), епископ Саткинский единоверческий. Мирское имя: Иван Федорович Веретенников. Родился 24 августа 1877 г. в д. Таремской, Горбатовского уезда, Нижегородской губернии в единоверческой крестьянской семье. Образования не получил, обучался в доме своего отца. 6 июля 1893 г. поступил в вольнонаемные псаломщики при Богоявленской единоверческой церкви с. Павлово, Горбатовского уезда, Нижегородской епархии. 2 марта 1904 г. определен исправляющим должность псаломщика при той же церкви. 27 сентября 1905 г. утвержден штатным псаломщиком на том же месте и принят в духовное звание. 25 октября 1906 г. назначен учителем пения при единоверческой церковно-приходской школе с. Павлова. 13 апреля 1910 г. принят в Ярославскую епархию, на священническую вакансию к устроенной в том же 1910 г. единоверческой церкви в дер. Рудлево, Бухаловской волости, Даниловского уезда. Рукоположен во диакона 13 июня 1910 г. (в неделю Всех Святых) в Преображенском соборе Ярославского Спасо-Преображенского монастыря, при служении викарного епископа Рыбинского Сильвестра (Братановского). Этим же епископом 15 июня того же года (пам. свят. Ионы, митр. Московского), в Алексеевской церкви Афанасьевского монастыря г. Ярославля, рукоположен во иерея. Принимал участие в миссионерских крестных ходах с иконой св. Анны Кашинской (из Рудлевской церкви). Участник 1-го Всероссийского съезда единоверце) в 1912 году. Овдовел еще до 1913 г. Имел единственного сына Владимира, родившегося 6 июля 1899 г. 2 апреля 1917 г. за заслуги по епархиальному ведомству награжден скуфьею. Пострижен в монашество с именем Вассиан.20 сентября 1926 г. хиротонисан во епископа Саткинского. Были сведения, что хиротонию совершал епископ Андрей (Ухтомский). Прибыл на кафедру в октябре. В 1929 г. ¾ епископ Саткинский. 5 мая 1931 г. митрополит Сергий (Страгородский) письменно подтвердил, что епископ Вассиан находится в каноническом общении с Московской Патриархией. Есть сведения, что впоследствии Владыка Вассиан раскаялся в связях с синодом митр. Сергия. В 1936 г. управлял всеми единоверческими приходами на территории СССР с титулом Саткинского и Керженского, имел первенствующую кафедру. Верующие почитали его за праведную жизнь, мудрость и дар утешения. 2 марта 1936 г. арестован. По делу кроме него проходило 11 мирян. 22 апреля 1936 г. специальной коллегией Челябинского областного суда приговорен к 10 годам тюрьмы. 28 октября 1937 г. постановлением Тройки УНКВД по Новосибирской области приговорен к высшей мере. Расстрелян 31 октября 1937 г. Реабилитирован в 1965 г. Архивно-следственное дело за №33900, фонд 1, опись 2, находится в Государственном архиве административных органов Свердловской области.

(Reply) (Parent) (Thread)